Реализация программы инновационного развития включает в себя большое число аспектов, только полное соблюдение которых может сулить общий успех всему мероприятию. В частности, успех построения инновационной экономики зависит не только от наличия большого числа современных промышленных технологий, но и от существования достаточного числа профессиональных менеджеров, способных эффективно распорядиться имеющимся технологическим потенциалом. Сейчас в российском инновационном секторе отмечается серьезная нехватка таких менеджеров.
И проблема заключается не в отсутствии достаточного числа дипломированных специалистов - в принципе их хватает. Проблема в том, что, как правило, знания, полученные ими в вузах, имеют довольно отвлеченный характер и требуется достаточно много времени, чтобы они смогли разобраться, как применять эти знания в реальной жизни.
Ускорить этот процесс, в частности, возможно с помощью специальных компьютерных симуляторов, воссоздающих в виртуальном пространстве образ реальной бизнес-среды, в рамках которой необходимо принимать необходимые управленческие решения. Можно, конечно, утверждать, что с помощью игр невозможно стать настоящим профессионалом, но практика показывает, что это не так. Недавно на Багамах был задержан 19-летний преступник по прозвищу Босоногий Бандит, который специализировался на угонах самолетов. Так вот, как оказалось, несмотря на то что летал он весьма профессионально, никаких летных курсов он не проходил. Управлять самолетом он научился, играя на компьютерном симуляторе. Конечно, это не говорит о том, что не нужно учиться. Это говорит о том, что современные компьютерные симуляторы предельно приближены к "жизни" и, пользуясь ими, можно приобрести хорошие профессиональные навыки.
С этой целью в России сейчас создается крайне перспективный проект игрового симулятора "Собственность", разработанный "Управляющей компанией N 1". Уникальность этого проекта заключается в том, что в отличие от других существующих симуляторов он позволяет в виртуальном пространстве создавать прототип не выдуманного, а реального мира. То есть в рамках симулятора формируется виртуальный прототип нашей страны, с ее системой государственного управления, действующим законодательством, экономической инфраструктурой и т.д. При этом ситуация воссоздается в полном соответствии с действительностью, включая ее негативные особенности в форме коррупции чиновников или рейдерских атак. В этих условиях игрокам необходимо развивать собственный бизнес - строить предприятия, договариваться с чиновниками, бороться с конкурентами за место на рынке. Таким образом, им придется иметь дело с теми же самыми задачами, с которыми ежедневно сталкиваются настоящие менеджеры, и последовательно их решать, постепенно становясь настоящими профессионалами.
Таким образом, десятки тысяч молодых людей смогут научиться "полету" в сложных условиях современных рыночных отношений. Они не будут чувствовать себя потерянными в непонятной и агрессивной среде, а рынок получит молодых перспективных управленцев.
Создание подобных компьютерных симуляций - в частности Second Life - на Западе привело к тому, что многие крупные компании начали вести свою деятельность еще и в виртуальном пространстве, открыв в рамках этих игровых симуляторов свои торговые представительства и магазины. В России этот проект может пойти еще дальше и будет включать в себя открытие виртуальных рабочих офисов самих компаний, полностью копирующих структуру и принципы работы своих реальных прототипов. Как следствие, это позволит без серьезных временных и финансовых затрат готовить высокопрофессиональных управленцев, способных решать сложнейшие задачи в сфере экономики, стоящие сейчас перед страной.
Ольга Ускова, Президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ)
"Российская Бизнес-газета" №768 (35) от 21 сентября 2010 г.