Сегодня 22/08/2011 года, при поддержке РИА Новости была проведена онлайн конференция по теме "Как современные технологии изменили человека?".
Современные технологии уже давно стали неотъемлемой составляющей нашей жизни. Использование компьютеров, мобильных телефонов и, конечно, Интернета для общения, работы, развлечений стало незаменимым и даже обыденным. Но как это влияет на мышление, память и личность человека? Как изменяется процесс принятия решений? Сможем ли мы теперь обойтись без современных достижений науки и техники? На эти и другие вопросы ответит специалист по влиянию Интернета на психику человека, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ, заведующий кафедральной (кафедра общей психологии) лабораторией "Психологические проблемы информатизации", заслуженный научный сотрудник Московского университета Александр ВОЙСКУНСКИЙ.
На этой конференции мне (dimm Torok) удалось задать вопрос и получить ответ касательно пользователей Second Life. Также ниже представлены вступительное слово Александра ВОЙКУНСКОГО и ещё несколько наиболее интересных вопросов и ответов. И в завершении этой новости - ссылка на оригинальную онлайн-конференцию на сайте информационного агентства РИА Новости.
Вступительное слово Александра Войскунского:
Мне представляется, что тематика затронута закономерно. Сейчас уже популяция тех, кто участвует в Интернет-общении, Интернет-познании и в Интернет-развлечениях почти совпадают с населением развитых и развивающихся стран. Лет 15 назад это было диковинкой, экзотикой, но вопросы такие тоже вставали. Я не удивляюсь, что поднимаются такие вопросы. И не удивляюсь тому, что агентство новостей может быть в авангарде запросов заинтересованных родителей, педагогов, детей, всех заинтересованных людей. И по мере возможности я могу попробовать ответить на вопросы. Я не могу сказать, что мною, моими аспирантами проведены все на свете исследования в этой области. Но у меня большой круг общения, я получаю литературу и думаю, что сравнительно неплохо знаю тенденции и результаты того, что делается в этой сфере в мире. А как назвать то, что делается в мире? Называют по-разному. Психология Интернета, чаще называют кибер-психология. Но название не зафиксировано. Я думаю, что будущим поколениям решать, как будет называться та область, которой они интересуются.
dimm Torok: Я являюсь активным пользователем виртуального мира Second Life уже более 4-х лет. За это время мне попадались тысячи различных пользователей со своими наклонностями и мировозрением. Понятно, что виртуальные миры всё больше входят в нашу жизнь. Так вот, какие вы можете дать рекомендации пользователям виртуальных миров чтобы они оставались более "человечными", а не выплёскивали все свои самые низменные и отвратительные черты характера в виртуальное пространство? Спасибо!
Александр Войскунский: Моя рекомендация – это воспитание, сдержанность, если хотите, интеллигентность, доброжелательность. Не надо выплескивать свои отрицательные черты и наклонности. Поберегите близких себе. Second Life - это среда для развития, во многом футурологическая среда. Она дает немало простора для индивидуального и коллективного творчества. Попробуйте реализовать проект, построить новый сервис в Second Life, купить там остров и оборудовать по вашему желанию. Некоторым удалось продать продукты своего воображения за очень реальные миллионы и не деревянных денег. Рекомендация общая – оставаться всюду тем, кто вы есть. Тогда вас будут ценить и уважать те, кто готовы вас уважать в реальной жизни, такие же люди вас будут ценить и уважать в виртуальной среде.
vadim: Если традиционно ноги нужны мозгу только для того, чтобы перемещаться в пространстве и набираться впечатлений, то приходит новая реальность, когда мы сможем просто подключить к нему шлейф с потоком информации напрямую. Ведь разницы для мозга, в общем-то, никакой?
Александр Войскунский: Это действительно так. Но опять таки вопрос о последствиях, я так понимаю, что вы имеете в виду нечто, что называется виртуальной реальностью, шлем, в который подается информация. Разницы может быть никакой, но это для отдельного мозга, допустим, Вадим, вашего. При вас должны крутиться 15 человек, которые будут создавать эту информацию, чтобы стимулировать ваш мозг. С ними все будет в порядке, что будет с вами – не знаю. Мозгу может быть действительно все равно, если обеспечить поступление зрительной, слуховой, осязательной и обонятельной информации, мозг, наверное, это пример. Я тоже неоднократно одевал на себя шлем виртуальной реальности. Кажется, мозгу все равно. Однако, долговременные последствия опять-таки неизвестны. Система виртуальной реальности активно применяется в настоящее время в области психотерапии. Как не смешно, это сложное и дорогое оборудование, которое возникло первоначально в военных лабораторий, нашло одно из своих лучших применений в психологии и психотерапии, что мне только приятно.
Валерий: Как Вы считаете, сможет ли в будущем общение в Интернет-пространстве полностью заменить живое общение?
Александр Войскунский: Я улавливаю, Валерий, ваше желание, чтобы это произошло? Быть может, сможет. С другой стороны – зачем? Интернет-общение будет, наверное, в будущем больше, чем сейчас. Однако, обратите внимание, как много в настоящее время издается книг и пособий по совершенствованию того, что вы называете живым общением. Как понимать другого человека, как познавать эмоции по лицу, как понимать ложь и правду, значит, наверное, живое общение не будет полностью заменено Интернет-общением. Кстати, общение имеет по крайней мере несколько сторон. Быстроту коммуникаций Интернет-пространство обеспечивает. Точность передачи, содержание и эмоциональное отношение к этому, если идет видеозапись общения, Интернет обеспечивает. Он в меньшей степени обеспечивать такую сторону общения как понимание партнера – социальная перцепция. Вот это Интернет пока что в меньшей степени обеспечивает. И с этим связано много неудач из Интернет-общения, которые попадают в прессу. Я надеюсь, Валерий, что ваша мечта о замене живого общения Интернет-общением не осуществиться.
Татьяна, Москва: Как Вы относитесь к онлайн играм? Многие современные подростки проводят за ними почти весь свой день.
Александр Войскунский: К онлайн-играм надо или приходится относиться как к данности. Отменить их не удастся. Отменить их было бы похоже на введение сухого закона – разовьются подпольные игровые клубы. К онлайн-играм почти все относятся негативно, я имею в виду педагогов, родителей, врачей. Они не всегда правы. Игры онлайновые, компьютерные, игры на приставках способствуют вообще-то развитию достаточно многих полезных навыков и умений. Это быстрое распознавание образов, быстрое принятие решений, умение работать в команде, умение брать на себя лидерство в этой небольшой команде. Появляется дополнительный способ оценить себя среди сверстников, у детей не так много таких способов оценить себя среди сверстников. Тем самым это дает дополнительную работу для того, что называется самооценка. Негативные аспекты онлайн-игр это да, помимо воздействия на физическое состояние, как то могут быть нарушение зрения, боли в спине, неправильный режим жизни, питание фаст-фудом, стрессы, связанные с проигрышами в играх, негативные это еще и, как многие считают, сохранение агрессивности и после окончания игры. Это очень распространенная точка зрения среди не специалистов. Специалисты спорят по поводу агрессивности и жестокости тех подростков, которые играют в особо агрессивные онлайн-игры. Есть две научные школы, одна отстаивает, что агрессивность сохраняется, другая фактами опровергает эту точку зрения. Вопрос не решен. Повторяю, что онлайн-игры отменить не удастся. Можно много говорить на эту тему, у меня ряд диссертаций выполнен моими аспирантами на эту тему. Но развивающаяся область, игры появляются все чаще и чаще, и, наверное, нужен постоянный мониторинг игроков. Этим никто не занимается, а надо было бы. Вот такое у меня двойственное мнение.
Всю конференцию можно почитать по ссылке - http://ria.ru/online/419628050.html